Мои впечатления от гончарного курса у итальянского керамиста. Урок философии и жизни.

Недавно я окончила  курс керамики раку, который стал для меня полноценным  уроком философии.  Полтора месяца я выстраивала свои взаимоотношения с глиняной массой и пыталась укротить её, царапая руки в кровь. В этом посте я расскажу о попытках овладеть техникой гончарного ремесла,  о том, каким  качествам может научить  работа с глиной, и почему в керамической мастерской непременно держат аптечку.




Сначала введу вас в контекст. Занятия проходили в  керамической мастерской-магазине  у римского моста в Вероне. Мастерской управляет Андреа. У него мягкий характер, большие  руки и совершенно великолепная шевелюра как у Пьер Ришара. Я уже давно убеждена, что подобная кучерявая копна волос является особым  отличительным знаком небес. Возможно, поэтому я  и неосознанно выбрала себе в мужья обладателя красивых пружинистых завитков.
В отражении витрины можно различить моих компаньонов по путешествию в мир гончарного искусства: Андреа, Марию и Валентину.  В  таком составе мы занимались ваянием горшков под музыку Лед Дзеппелинга.


Мария высококлассный синолог (китаевед) и работает в посольстве Италии в Пекине . Она сейчас проходит курс  лечения в Вероне, и решила попробовать гончаротерапию. Мария самодостаточная и высокоинтеллектуальная,  умеет быстро сосредотачиваться и прислушиваться к глине. Ваяла горшки один лучше другого, и потом подписывала их иероглифами.


Валентина –  сорокалетняя женщина с подростковыми ужимками. Она жесткая и щетинистая, как дикий котенок. У неё тонкие пальцы рук, контрастирующие с грубоватым складом характера. А её речь нашпигована крепкими словечками. Зато у Валентины был чудесный артистический комбинезон, который сохранился со времен учебы в миланской художественной академии Брера.  Вот за этот видавший виды комбинезон я была готова ей всё простить. Это был кусочек живой  артистической истории. Он был просто волшебно забрызган разноцветной краской, а на каждой ягодице почему-то красовалось по огромной дыре. Во время работы на гончарном круге крайне необходима какая-нибудь униформа, так как глиняная масса хлюпает и брызгает во все стороны. Я использовала фартук и резиновые сапоги. Мария – бахилы и сменную одежду. Если решитесь пойти на гончарные курсы, нужно будет также коротко остричь ногти.


Теперь перейду к этапам выстраивания взаимоотношений с глиной. Полноценный фотографический   ряд сделать не получилось, так как руки почти всё время были в глине, и фотографировала я урывками.

Сначала нужно было тщательно вымесить глиняную массу,  выполнив  60 кругообразных  движений-переминаний. Перед тем, как перенести глиняный ком на гончарный круг его следует хорошенько похлопать руками.  Валентина всё шутила, что в конце рабочего дня весьма приятно что-нибудь пошлепать)). Потом нужно было  достаточно варварским, сильным, решительным шлепком бросить заготовку на гончарный круг. Мне даже было как-то неудобно перед глиной.  Но если несильно и неточно бросить, то глиняная масса может соскочить в процессе работы.

Далее начинался самый сложный и лихорадочный этап «центровки». Я бы назвала этот этап «укрощением глины». Глиняную заготовку  следовало силой то вдавливать вниз, то выталкивать вверх. При выполнении этих манипуляций глина будет сопротивляться, толкаться и «биться» у вас в руках. Кроме того, она будет изрядно карябать вам руки, поскольку глиняная масса для раку на 25 процентов состоит из мелких гранул.

Я читала, что в древние времена в Азии гончарам завязывали глаза повязкой, чтобы обострить тактильные ощущения и дать возможность лучше сконцентрировать. На втором занятии  я попробовала закрыть глаза и как следует сконцентрироваться. Буквально через минуту мне удалось сцентровать!  Я тут же поделилась этим открытием с сокурсницами. А Мария нам поведала, что в Китае слепые массажисты считаются самыми лучшими. Руки незрячего человека от природы наделены сверхчувствительностью.  Такие массажисты работают в черных повязках и способны доставить неописуемое наслаждение.  Но после того,  как я рассказала о приёме «закрытых глаз», он тут же перестал работать…  Умение сцентровать до сих пор является для меня наваждением.


После  центровки  можно наконец приступить к манипуляциям по приданию формы. Сначала нужно выдавить большим пальцем дно, а затем раздвинуть стенки горшка и проработать толщину. Всё это время нельзя терять концентрацию. Одно неловкое движение, и всё может разлететься на куски как карточный домик. Как раз на этапе проработки толщины стенок  я и загубила два горшка.


Во время проработки  дна с внешней стороны можно было немного развлечься, снизив уровень концентрации.  Гончарный круг вращается, а ты вырезаешь красивые тонкие стружки глины.


Отделка и декорирование – мои самые любимые этапы. Уже не нужно ничего укрощать и фанатично следить за процессом. Нужно было затереть изделие со всех сторон специальным резиновым  ломтиком, отшлифовать края, срезать лишнее, смести крошки глины.  Для этого в мастерской был целый набор различных инструментов: стеки с металлическими наконечниками,  деревянные палочки, кисти. Этими приспособлениями невероятно приятно маневрировать.


Можно было даже внедрить  навыки декоративной фантазии. Выдавить штампами из гипса различные орнаменты или  придать фактурности с помощью кусочков дерева .


Следующий этап – нанесение подписи. Я почему-то решила подписываться полным именем.  Возможно, чтобы противопоставить тщеславную подпись  своим несуразным  творениям. Увидев мою некомпактную подпись, графолог-психолог  наверняка   бы заявил о высокой степени моего эгоцентризма.  Впоследствии я обнаружила, что другие курсисты подписывались  или  инициалами,  или  символом – полумесяцем и даже крестиком.  Кстати, насчет подписи. Недавно у меня был настоящий культурный шок.  Я воочию видела, как расписывается один итальянский нотариус в третьем  поколении.  Можете представить  размашистую невероятно нагруженную подпись, занимающую одну четверть листа  А4?  И с огромным количеством петель, только не таких острых,  как у Путина,  а объемных и округленных.


Заключительный  этап  -   глазурирование и  обжиг - проходил в отдельной мастерской. На фотографии творения учеников с начального курса по лепке раку. Чтобы сделать нечто подобное на гончарном круге нужно долго учиться.


Мастерская по окраске и обжигу располагалась в сельской местности недалеко от моего дома. Это было небольшое отгороженное помещение в конюшне. Поэтому мы занимались окрашиванием и обжигом под ржание и фырканье лошадей.  За проведенное там время  я почти научилась различать всё многообразие  их звуковых сигналов. Лошади имели такой грустный и неспокойный взгляд, что сжималось сердце.


Цвета можно было выбрать из многочисленных образцов, которые были разложены на столах. Потом нужно было отыскать бидон с нужной краской и погрузить туда свое изделие приблительно на три секунды.


Затем Андреа отправлял подсушенные окрашенные изделия в печь, где они обжигались при температуре 900°.


Когда он вынимал из печи раскаленные изделия,  то первые секунды цвет претерпевал удивительные метаморфозы, трансформируясь  со скоростью света . Абсолютная магия.


Чтобы остудить вазы,  мы обливали их  холодной водой. Остывая, они переливисто потрескивали и пощелкивали, как будто разговаривали и возмущались. На этой фотографии ещё видны следы горения, которые потом  оттирались губкой.


А вот мои творения. Справа налево можно проследить небольшую эволюцию от первого до последнего урока.  Второй по счету стакан из-за более или менее позволяющей высоты я решила сделать с небрежными потеками зеленой эмали. Правда  когда пытаешься сделать их специально, то получается  абы как и совсем не художественно. Желто-лиловая плошечка по задумке должна была быть желтой-синей, поскольку я хотела посвятить её своим мужчинам, болеющим за  желто-синюю команду Hellas Verona .  Это единственное изделие, где мне был важен цвет. Но по закону Мёрфи из пятидесяти цветов кто-то перепутал  крышки  именно  лилового и синего цвета. Поэтому посвящение мужчинам, отпускавшим меня на курсы практически в ночь, не состоялось.

В заключении поведаю вам о том, какой важный урок философии преподнес  мне курс  гончарного мастерства.  Изначально я подумала, что мне не хватает физической силы. На втором занятии  после часа тщетных попыток сцентровать, я так сильно  надавила на глиняный ком, что почувствовала острую боль в руках.  Остановив вращения гончарного круга, я посмотрела на свои руки и увидела капли свежей крови, просачивающиеся  сквозь глину.  Капли быстро набухали, и пока я успела опомниться, кровь уже струились по моим ладоням.  Мне тут же принесли  упаковку лейкопластырей и перчатки. Оказывается, такие инциденты иногда случаются, поэтому аптечка в керамической мастерской всегда под рукой.  Но я особенно сильно повредила руки. Плоские ранки-язвочки были почти на всех пальцах, на сгибах фаланг и даже на ладонях. Я еле-еле доехала на машине до дома.  И потом ещё два дня совсем не могла маневрировать руками, а окончательно ранки зажили только через две недели. Чтобы хоть немного облегчить боль в первые дни, руки приходилось всё время держать в полусогнутом статичном положении, точь-в-точь как на гончарном круге, как будто в напоминание.   Зато  теперь я знаю как это, когда муж моет тебе голову)).  Интересный экспириенс.

Я думаю, что моя ошибка заключалась в том, что я пыталась  укротить. Технически. Нельзя подавлять. Не всегда в жизни именно ты будешь диктовать правила. Гончарное искусство учит терпению и способности прислушиваться. Преподает урок взаимоуважения и нахождения общего языка с окружающим миром. Не зря я так сильно ранила руки в кровь.

А вы работали с керамикой? Можете поделиться своими впечатлениями?

Обожаю эту технику! Красивые у тебя вазочки получились. Последний большой горшочек такой стильный. В любой интерьер впишется. Молодец!
Мне кажется глина - это настоящий целитель. Вот через эти усилия укротить и повиновать можно по-настоящему медитировать. Вымещать на глине злость или монотонно округлять края горшочков, при этом погружаться в приятные размышления. Терапия с битьем подушек же вроде физическая, а последнюю каплю терпения и негативных эмоций наглядно не увидишь. А в глине как будто на физическом уровне весь цикл излечения виден и ощутим.
Мне с художественной школы особенно остро запомнились уроки скульптуры, потому что глина всегда была холодная, и в классах было прохладно. Но как материал я глину очень люблю. С удовольствием бы походила на курсы, как твои!
Спасибо за интересный пост!
Яночка, спасибо. Последний горшок у меня тоже самый любимый. Самый удачный и по цвету. Подумываю посадить туда маленький кактус (у меня только кактусы уживаются).
Очень точно ты описала процесс. Вообще, ощущение глины на руках невероятно приятное. Я вот теперь собираюсь пойти на курсы по лепке раку. Скорее всего мне больше по душе мелкая пластика.

Edited at 2015-03-31 09:43 am (UTC)
Никогда не работала с керамикой, но всегда завораживал процесс, можно бесконечно наблюдать за появлением кувшина или чаши из комка глины, есть в этом что то загадочное, такое маленькое чудо. Очень удивилась узнав что можно так сильно поранить руки, со стороны масса кажется очень нежной и поддатливой, но оказывается таит в себе опасность.
И для меня это стало открытием. Уходишь всегда с занятия если не с поцарапанными, то с отполированными руками. "Отполированные" руки тоже необычное ощущение. Скорее приятное, чем нет. Правда после инцидента я стала заниматься в перчатках. Мария тоже работала в перчатках из-за боязни пораниться.
Да уж, сложное и опасное дело оказывается ваять из глины)
Спасибо! А вы решились пойти на гончарные курсы? Помню, что собирались.
пока у меня по программе курсы колористики) не всё сразу))
У тебя получились красивые творения! И ведь действительно, работа с глиной - это гончаротерапия! Я бы даже сказала, своего рода медитация) Слушать глину, чувствовать и направлять..
Спасибо! Я решила самую маленькую плошечку использовать монопорционо под варенье, стаканчик под зеленый чай, лилово-желтую плошку под фисташки (мы их всё время едим), а в самый большой горшок посажу кактус.
Это точно, глину нужно чувствовать и направлять. А я, мне кажется, её побаивалась. Гончарное ремесло - очень интуитивное занятие.
Какие красивые работы получились! Трещинки - загляденье!
Я, наивная, считала, что сразу будут высокие вазы получаться)). А оказывается нужно ещё очень постараться, чтобы подобные горшки сваять. А живописные трещинки нужно было специально заказывать)). После того, как Андреа доставал раскаленные изделия из печи, нужно было напомнить ему поместить их в специальные баки с опилками. Баки герметично закрывались и дымились, трещинки наполнялись дымом и становились видимыми. Я всё заказала с трещинками. Очень они мне нравятся.
А я с удовольствием слежу за тем, как ты штурмуешь классиков и их биографии! И вдохновляюсь))
Я лишь однажды была на фестивале керамики у нас в монтелупо. Первый раз узнала там подробности и о раку. День, проведенный там, запомнился надолго.
фото, особенно лошади, чудесны))))
Спасибо большое)) Я вот тоже вдохновилась на курс раку после посещения Биеннале керамики в городе Фаэнца. У меня просто сознание перевернулось! Жду с нетерпением сентября 2016, чтобы вновь туда съездить.
Я в детстве ходила на кружок керамика)) помню, что делали какие-то примитивные работы на гончарном кругу, потом работы доводили до готовности, но уже без нашего присутствия, а мы потом их расписывали)) мне очень нравилось! Я фанат керамических плиточек, расписанных вручную) иногда кажется, что ничем другим в жизни не хочу заниматься, только на плитки рисунок наносить)
Здорово! Насчет плитки, кстати, очень интересно. У меня тоже возникло желание расписать плитку, даже конкретная идея есть. Я когда пойду на курс по лепке, хочу попросить Андреа сделать пару плиточек. Вообще в рамках этого курса плитка не предполагаются, но я думаю, что он будет не против.
Как мне нравится твоё умозаключение после этого курса...Кажется, мне тоже нужно что-то подобное :)
Спасибо тебе, Наташ! Жизнь вся состоит из уроков, я так рада, что керамика мне одновременно и урок философии преподнесла. У вас, вообще, на Сицилии рай для керамистов и любителей окружающей среды))
Настя, как рассказ получился (в смысле из книжки). Ты молодец, что прошла этот курс. и видишь, в любом случае, даже если сначала не все получается, потом при желании появляется прогресс) последний горшок отличный. такой классически-винтажный) и лиловая пиалка, хоть она и не получилась, как было запланировано!
думаю, если продолжать ,еще лучше будет.
Соня, спасибо! Я тоже обрадовалась, что прогресс всё-таки был. И последним горшком довольна)) Никогда нельзя отчаиваться, ты права. Я ещё буду пробовать, так как в мастерской у Андреа можно брать в аренду гончарный круг и работать на нем с почасовой оплатой. Хотя я поняла, что лепка мне всё-таки ближе.
Настя, спасибо за этот пост!.
Я добавлю его в "избранное". Из всех отчетов по работе с глиной твой - самый интересный и высоко-литературно-художественный! )))
Да еще чудесные фото и объекты! Образцы краски с названием и кракелюрами - вообще восторг неописуемый!
Я давно собираюсь пойти на курс занятий на круге, даже - мечтаю!

Оля, спасибо большое!
А я благодаря тебе загуглила слово "кракелюры", не знала))