Русскоговорящая артистическая богема Италии. Часть 2. Художница Лиана Гукасян.

      Армянская художница с внешностью Марии Каллас, походкой Эдит Пиаф и драматизмом Фриды Кало хорошо известна в кругах миланского артистического сообщества. Итальянские арт-критики именуют её «чёрной розой Кавказа». Искусный непритворный драматизм  её живописи, как оголённый нерв растерзанных обрывков души, пленит европейских коллекционеров и вдохновляет театральных декораторов.
     С Лианой мы поговорили о её самобытном стиле в одежде и живописи, сложностях  армяно-итальянской самоидентификации и современных европейских коллекционерах.

                                                                                 

Лиана, расскажи немного о себе. Где ты родилась и выросла ? Каким образом попала в Италию?

Я родилась в Германии в городе Магдебург, так как мой отец был военным. Но моё детство и юность прошли в Армении. После окончания художественного училища им. Терлемезяна города Еревана я стала искать возможность творческой подпитки и мощной самореализации. Выбор пал на Италию, в которую я давно была влюблена через искусство и кинематограф. В 2008 году я поступила в миланскую Академию изящных искусств Брера и переехала в Милан.


                                                                                   
                                                                          Calde correnti chimiche. Olio su carta, 70 x 100, 2012.

Чем отличается художественное образование Армении и Италии?

В Ереване очень сильная школа рисунка и живописи. Но мне не хватало расширенного честного взгляда и книг посовременному искусству с анализом. Италия же мне подарила свободную мысль и доступ к большому количеству информации. Таким образом, я получила развёрнутую систему координат.
Это как бокал и вино. В Армении я получила «бокал», а в Италии – «вино». Теперь это полный комплект.


Что тебе больше всего запомнилось во время учёбы в Брера?

В Брере мне очень нравилось рисовать натурщиц. После того, как я пропустила через себя большое количество новой информации, я и обнаженную натуру стала видеть по-другому. Было очень красиво. Я навсегда сохранила это ощущение чего-то мягкого и лёгкого, как цветок. Кроме того, в Милане я впервые стала рисовать мужское тело. В Ереване не было мужчин натурщиков.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В Брере мне очень нравилось рисовать натурщиц. Было очень красиво. Я навсегда сохранила это ощущение чего-то мягкого и лёгкого, как цветок.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

У тебя интересная самобытная манера одеваться. Повлияла ли жизнь в Милане на твой стиль?

Когда я только переехала в Милан, я себя ощущала маленьким экзотическим зверьком. Я носила цветные, ляпистые платья и сорочки 70-х годов. Не знала языка и была замкнута. После победы в нескольких международных конкурсах мною стали восхищаться, но испуганно, издалека. Постепенно я стала раскрываться и меняться физически. Произошла своеобразная «чистка». Я начала более элегантно одеваться. Почистился мой стиль, как и моя живопись. Ушла многоцветность и изобилие элементов. Даже характер стал более сдержанным и менее импульсивным. Появилось спокойствие и определённая тонкость.

У меня иногда бывают проявления внутреннего конфликта самоидентификации, когда страна проживания сгустками негармонично наслаивается на страну происхождения, когда моя «русскость» входит в конфликт с итальянскими наслоениями. Бывает ли у тебя такое?

Дом отца – это моя страна. Италия – это мой «муж». Я же сама выбрала страну проживания, никто меня не заставлял, поэтому критиковать её не считаю правильным. Я «мужа» люблю, хоть мы и ссоримся иногда.  Мы не должны забывать откуда мы. Но это нужно делать тонко, элегантно, без перекосов. Ещё два года назад когда меня спрашивали откуда я и при упонимании об Армении в глазах собеседника читалась полное непонимание, я начинала злиться и расстраиваться. А сейчас я спокойно улыбаюсь и объясняю, что это очень красивая страна с богатой культурой, расположенная на западе Азии. Мне кажется, что я уже примирила свою самоидентификацию. Я живу одна, и у меня много пространства для познания себя.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Дом отца – это моя страна. Италия – это мой «муж». Я «мужа» люблю, хоть мы и ссоримся иногда.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


                                                                 
                                                         MaDonna STRANIERA. Olio su tela, 40 x50 (120 x 50, trittico), 2012, collezione privata.

Каждая твоя картина, как вырвавшийся крик разтерзанной души. Это интимно-биографические работы?

Да. Свой первый рисунок я сделала в 4 года, когда мой отец ушёл из семьи. Это был портрет папы. Я сделала его  на зелёной грелке, которую мама клала мне в постель. Почти все мои работы - это посвящение моей семье и прежде всего моей маме, которая является для меня движущей силой и поддерживает духовно.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Свой первый рисунок я сделала в 4 года на зелёной грелке, когда мой отец ушёл из семьи. Это был портрет папы.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                                 
                                                                        MOTHER I LOVE YOU. Penarello e tempera su tela, 50x50, 2014.

Можешь немного рассказать о символике и отсылках в твоих работах, расшифровав некоторые коды?

Для меня очень важен крест. Я боголюбящий и верующий человек. Сначала люблю, а потом верю. Мне важно это показать. Для меня крест - это позитивный символ, мучения я показываю не крестом. Маленький цветочек символизирует доброту, это уравновешивающий сглаживающий элемент. Волосатые мужские ноги оцелетворяют мужское начало моего народа. У армян и кавказцев такая биология. Мы – волосатые, натуральные. В детстве я всегда наблюдала ноги дедушки, отца, дяди.

                                                                                   
                                                                                  MaDonna STRANIERA. Olio su tela, 120 x 110, 2014.

Какие художники близки тебе по духу и почему?

Ещё в Ереване мне очень нравилось как мыслят и рисуют Варужан Варданян, Акоп Акопян и Ерванд  Кочар. В Италии я открыла для себя немцев: Лукаса Кранаха, Маттиаса Грюневальда, Ханса Гольбейна. В немцах меня привлекает чудовищная сила и честность. От них идёт что-то чёткое, твёрдое, прямое и сильное. И в живописи, и в музыке, и в языковом строе. Это ощущение чёткости и прямоты я очень уважаю.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В немцах меня привлекает чудовищная сила и честность. От них идёт что-то чёткое, твёрдое, прямое. И в живописи, и в музыке, и в языковом строе. Это ощущение чёткости и прямоты я очень уважаю.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                                 
                                                                          Tutte le volte che mi uccidevo. Olio su tela, 130 x120, 2011.


Твои работы не простые для восприятия. У них мощная энергетика тревоги и чёрный тягучий цвет. Тебя цепляет чёрная эмоция?

Чёрная эмоция отражает моё мироощущение. Я не боюсь её и принимаю. Это сильная чистая эмоция. Она не плохая, просто чёрная. Чёрный цвет – это символ матери, так как всё рождается из земли и туда же возвращается. С помощью чёрной эмоции я умею психологически самообороняться.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Чёрная эмоция отражает моё мироощущение. Я не боюсь её и принимаю. Это сильная чистая эмоция. Она не плохая, просто чёрная.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Подобное мироощущение близко твоей публике или оно интригует, затягивая в поиск смысловых слоёв?

Некоторым подобная тяжелая энергетика картин не причиняет дискомфорта.Один коллекционер купил у меня невероятно зловещий натюрморт. Я всё думала, куда же он его повесит. А он спокойно снял со стены в гостиной картину Фабио Маури и повесил на это место мою работу. Между мною и коллекционером всегда происходит энергетический обмен. Это физика. Первому коллекционеру, купившему мою работу, я отправила очень личное письмо на армянском языке.

Меня всегда интересовала личность коллекционеров, я с удовольствием читаю их биографии. Часто они предпочитают анонимность. В силу своей профессии ты имеешь возможность общаться с коллекционерами лично. Расскажи немного о них.

Это очень интеллигентные, мудрые и глубокие люди. Обычно, это мужчины в возрасте. Они имеют свойство влюбляться в работы всеми фибрами души. При этом и коммерческая составляющая им не чужда. У многих есть чутье на талантливых молодых художников. Они понимают, что их работы в дальнейшем будут иметь совсем другую стоимость.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Коллекционеры - очень интеллигентные, мудрые и глубокие люди. Обычно, это мужчины в возрасте. Они имеют свойство влюбляться в работы всеми фибрами души.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                                           
                                                                           Perdonami se mi sono persa. Olio su tela, 70 x 100, 2012.
А каким образом коллекционеры выходят на тебя? Как функционирует индустрия современного искусства в Европе?

Коллекционеры выходят на меня во время арт-ярмарок или через галерии. С галеристами я работаю в процентном соотношении 50 на 50. К каждой проданной работе прилагается сертификат аутентичности, подтверждающий подлинность. В сертификате указываются все контакты автора, техника, название и фотография работы. У сертификата должно быть 3 подлинные копии: одна хранится у коллекционера, вторая – у галериста, третья – у самого автора.

                                                                                   

Наблюдаются ли в данный момент интересные тенденции в современном арт-мире? Какие произведения покупают чаще всего?

По моему опыту сейчас коллекционерам всё меньше нравится крупные картины во всю стену, они чаще выбирают маленький портативный формат. Небольшие работы могут сопровождать их в повседневных делах. Картины такого формата можно взять с собой, поставить рядом на триножке и, к примеру, читать книгу. Коллекционерам хочется быть с выбранной работой, чувствовать её и наслаждаться ей. Кроме того, я обратила внимание, что очень ценят рисунки на бумаге собственного производства. Бумагу для своих рисунков я делаю сама.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Когда я не рисую, у меня начинает болеть голова и становится плохо физически, как будто появляется плесень в эмоциальном желудке.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расскажи немного о том, как организован твой творческий труд и распорядок дня.

Мой отец военный, поэтому с детства я была приучена к жёсткой дисциплине солдата. Я всегда встаю в 6 утра. Это очень важно. Сначала я молюсь за всех родных. Потом пью стакан тёплой воды с половиной лимона, делаю массаж лица и готовлю здоровый завтрак. Я научилась слушать своё тело, это такой божественный механизм. В 9 утра я начинаю работать. Много и концентрировано читаю в библиотеке. Читаю в том числе политику, она очень влияет на искусство. Рисую я всегда вечером. За день я получаю большое количество материала для работы. Эмоции я вижу в воздухе и ловлю их, как звездочки. Когда я не рисую, у меня начинает болеть голова и становится плохо физически, как будто появляется плесень в эмоциальном желудке. К полуночи перед тем, как отправиться спать, я выпиваю полбокала хорошего вина. Это отличная финальная нотка. Сплю я всегда с включенным светом.

Есть ли у тебя какие-нибудь другие странные привычки?

Я часто срываю без спроса или попросту краду лимоны. Ничего не могу с собой поделать.



Обработка текста и фотографии by Nastya Casato
За знакомство с Лианой Гукасян искренне благодарю оперную певицу Людмилу Жильцову.

Блог Лианы Гукасян: http://lianaghukasyan.blogspot.it/
Фейсбук Лианы Гукасян:
https://www.facebook.com/liana.ghukasyan.35?fref=ts


Какая интересная девушка! Спасибо!
Пожалуйста)). Да, Лиана потрясающе интересная личность! Мощнейшая харизма...
Русскоговорящая артистическая богема Италии. Часть 2.
Пользователь fragis сослался на вашу запись в своей записи «Русскоговорящая артистическая богема Италии. Часть 2. Художница Лиана Гукасян.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Русскоговорящая артистическая богема Италии. Часть 2. Художница Лиана Гукасян. [...]
Я не поняла пока, что сильнее меня задело. И личность художницы и ее работы, ее история откликаются во мне. Каждую картину рассмотрела, пыталась расшифровать. Стиль, цвета на картинах и даже то, что Лиана религиозна и молится по утрам впечатались в мой мозг. Интересно и отношение с коллекционерами. Раньше не читала такую информацию.
Здорово, спасибо за пояснение. Общение с Лианой меня тоже впечатлило сильно. Мы долго разговаривали, в несколько заходов (живые встречи в Милане и Вероне, а также по скайпу). Я попыталась обобщить самое интересное и так выстроить интервью, чтобы как можно лучше отразить её личность и ход мыслей. А когда я отбирала картины, было сложно, так как у неё большое количество сильных работ, ни от одной мне не хотелось отказываться. Поэтому в итоге получилось такое насыщенное иллюстрирование.
вот мне понравилось, что ты так ответственно подошла к интервью. и вопросы интересные. тебе уже в пору журнал открывать или колонку вести.
Яна, спасибо тебе! У меня есть одна задумка, я тебе потом напишу в личку и всё расскажу. К меня как раз есть к тебе предложение))
Необычная художница. Интересно, сколько стоит обучение в Брере?
Абсолютно уникальная. Мне кажется, что какое-то количество иностранцев берут на бесплатной основе. Я уточню детали у Лианы и напишу подробности.
Высылаю уточнения, полученные от Лианы, по поводу стоимости учёбы в Брера. Брера - это государственный институт. Обучение в нём платное, но недорогое. Первый взнос составляет 700 евро. А потом, если вы талантливы и хорошо учитесь, вам могут выделить неплохую стипендию на обучение. Если стипендию не выделяют, то на основании документов о доходах родителей могут выставлять совсем небольшие суммы на оплату (в случае, если у родителей маленькая зарплата и нет иных источников доходов). Если вам нужны подробности, то можете написать Лиане на фейсбук, она ответит без проблем. Контакт Лианы в фейсбуке я написала в конце интервью.
Спасибо большое! Я не для себя интересуюсь, у меня жена в этом году заканчивает худ. образование. Кто знает, когда переедем в Италию, вдруг она захочет еще поучиться...
Понятно! Брера - это легендарное учебное заведение. Если будет желание и возможность, это удивительный шанс. Я вот хочу хотя бы на эскурсию в Брера сходить. Договорилась с Лианой, что она меня туда сводит. Я была в веронском художественном училище и мне очень понравилось, творческая атмосфера ощущается даже в каждой крупице воздуха.
Очень интересное, "глубокое", информативное интервью. С удовольствием прочитала, Насть!
Считаю, что благодаря твоим вопросам тебе удалось очень хорошо показать нам личность художницы.
Некоторые цитаты - просто шикарны! Так и просятся в записную книжку...
Наташ, спасибо! Я так рада, что ты оставила этот тёплый отзыв. Для меня важен этот feedback. Я действительно морально и физически вложилась в это интервью. А Лиана бы сказала "духовно вложилась".
(Anonymous)
Не понрав.отвратно. Художница-подранок