Структура Венецианской Биеннале

Предвосхищая большой пост-репортаж с недавно закрывшейся 55-й Венецианской Биеннале современного искусства, я решила сначала рассказать о публике, особенностях, структуре и площадках этой выставки.

Уже за несколько дней  до официального открытия  Биеннале открывает свои двери для олигархов, голливудских звезд,  актеров, певцов, редакторов известных глянцевых журналов,  владельцев галерей со всего мира и других важных персон.  Все изучают мировые тенденции, проворачивают бизнес-сделки  и ищут вдохновения. А по вечерам ходят на пышные приёмы в шикарные палаццо и пьют просекко.
Кроме того, известные личности часто посещают биеннале с экскурсоводами по ночам, когда выставка закрыта для обычных посетителей.  Хотя и днем здесь нередко можно встретить селебретиз. Иногда  ради них просто на время закрывают доступ в национальные павильоны. Например, я долго не могла попасть в павильон Бельгии из-за какой-то важной персоны из правительства.
Central Pavilion_3 Foto G. Zucchiatti (1)
Так сложилось, что я традиционно посещаю Биеннале только в ноябре под закрытие выставки. Помимо зрелищной экспозиции здесь достаточно интересная публика. Это действо напоминает большой транзитный аэропорт из-за скопления людей разных национальностей. С поправкой на минимальный культурный уровень контингента.  Здесь практически нет кричаще дорого одетых личностей. Зато есть много именно стильных персонажей и молодежи с живыми глазами. Мне нравится угадывать принадлежность людей к определенной языковой группе, хотя здесь даже мне с моим острым инязовским лингвистическим слухом приходится нелегко, многие языки так и остаются  нераспознанными.  Думаю, в следующий раз нужно будет сделать отдельный репортаж непосредственно про публику Биеннале.

Giardini_foto G Zucchiatti (2)

Чтобы понять структуру Биеннале, необходимо совсем немного окунуться в его историю. Идея выставки принадлежит мэру Венеции Риккардо Сельватино, который решает возродить столь нелюбимые  и непопулярные среди  венецианцев «Сады» («Джардини»). Не любили их за то, что,  во-первых, они были созданы по указу Наполеона (столь злостно разграбившего Венецию и увезшего из города много произведений искусств), а во-вторых, они не имели ничего общего с классической Венецией (здесь  разгуливали на лошадях, и была конюшня). Поэтому принимается решение  построить на  месте конюшни большой выставочный павильон и организовать крупную международную выставку, которая бы стала важным событием в мире искусства и проходила бы раз в два года. Выставка открывает свои двери для посетителей в 1895 году  и получает  название  «Биеннале» от итальянского слова «biennale», означающего «проходящий раз в два года».

Padiglione Centrale
Вот так выглядит сегодня центральный павильон в Джардини. Именно с этого павильона, построенного в садах на месте конюшни, началась история Биеннале.

Padiglione Belgio_1
Постепенно выставка начинает расширяться,  и странам-участницам разрешают строить в садах свои собственные павильоны. Первый национальный павильон построили бельгийцы в 1907 году.

0_a6dc4_bc125e8b_XL
Российский павильон был построен  архитектором Алексеем Щусевым  и торжественно открыт великой княгиней Марией Павловной в 1914 году. Я предвзято считаю, что это самый красивый национальный павильон.  В следующем году российский павильон  будет отмечать столетие. К этому юбилею выпустили огромную книгу «Русские художники на Венецианской Биеннале  с 1895 по 2013 год».  У меня она уже естьJ. Очень большой и хорошо изложенный труд на почти восьмистах страницах.

SverreFehn007
Напротив российского павильона расположен объединенный павильон стран Скандинавии. У него необычная конструкция в соответствии с  экологическим концептом, которым они всегда были очень озабочены. Чтобы не нарушить экосистему, деревья прорастают сквозь бетонное покрытие и включены в экспозиционное пространство. А деревья на всей прилегающей к павильону территории тщательно оберегаются.  В 2011 году  администрация Биеннале неоднократно призывала скандинавов срубить одно опасное дерево, но они отказывались, в итоге  это дерево обрушилось на павильон… Дело в том, что в национальных павильонах правит и всё решает не Венеция или Биеннале, а определенное государство. Эти отдельно стоящие национальные павильоны являются чем-то вроде посольств на территории Венеции.
Например, в 2003 году Испанский Павильон решил  отличиться и допускать к просмотру экспозиции  исключительно испанцев по предъявлению паспорта… А в этом году павильоны Франции и Германии решили поменяться в честь 50-летия Елисейского договора о сотрудничестве между Францией и Германией. Поэтому Германия выставлялась в павильоне Франции,  а в немецком павильоне царили французы.

00_n
В течение XX века на территории Джардини свои национальные павильоны построили 28 стран. Но Биеннале продолжало расширяться, место всем не хватало. Поэтому организаторы решили оборудовать вторую крупную  площадку на территории бывшего Арсенала, который изначально предназначался для постройки и оснащения кораблей. Кстати, благодаря Биеннале посетители имеют  возможность попасть в Арсенал, чтобы представить, как в этих помещениях кипела работа, и собирались корабли за несколько часов.  Арсенал до сих пор является закрытой зоной (помимо выставочной деятельности), но однажды мне удалось туда попасть на лодке с экскурсией  благодаря пропуску одного знакомого венецианского полицейского.  Это было моё первое знакомство с Арсеналом, очень необычное и почти мистическое.  Советую туда сходить, чтобы посмотреть на кирпичные верфи и уникальный ржавый подъемный кран.

relax-biennale-arsenale
Арсенал находится всего в восьми минутах ходьбы от первой исторической площадки Джардини. Но в отличие от Джардини здесь более структурированное и организованное пространство. Ты постепенно перемещаешься из зала в зал, осматривая основную экспозицию и временные национальные площадки.

Padiglione Italia 2
Но в Арсенале   в том числе расположены и  два постоянных национальных павильона - Италии и Китая.

slide_300568_2519094_free
В этом году к ним присоединилось государство-дебютант Ватикан, что стало  громким историческим событием. Ведь отношения с современным искусством у Ватикана очень непростые.  Папское государство задумалось  об этом арт-шаге уже несколько лет назад, но впервые всё-таки решилось  участвовать в Биеннале с целью наладить диалог между религией и искусством.  В Арсенале «Святому Престолу» (именно под  названием «Santa Sede»  нужно искать Ватикан на карте Арсенала)  выделили необычайно престижную площадку – очень выгодно расположенный и только что отреставрированный Оружейный Зал. Это вызвало целый шквал негодования.
Количество стран-участниц растёт с каждым годом. На 55-й Биеннале 2013 был поставлен новый рекорд - 88 национальных площадок. Страны, у которых нет собственных павильонов в Джардини и постоянных или временных площадок в Арсенале, размещаются в различных дворцах, церквях и даже простых домах по всей Венеции. Это уникальная возможность посетить старинные палаццо, венецианские дома и дворы, в которые невозможно попасть просто так. При этом вход на временные национальные площадки, разбросанные по всей Венеции, бесплатный.

Joana Vasconcelos_1
В этом году Португалии  всё никак не могли выделить национальную площадку. Португальцы оригинально вышли из этой ситуации. Они приплыли в Венецию на настоящем старом пароме, некогда служившим городским транспортом в Лиссабоне. Украсили его керамическими платами с видами Лиссабона, пришвартовали на набережной у  входа в Джардини и организовали там передвижную выставку.

Joana Vasconcelos_6
Несколько раз в день плавучий павильон отшвартовывался и брал курс  до площади святого Марка и обратно.

Klat_Biennale_Venezia_Gran_Bretagna_6
А два года назад на набережной у входа Джардини на рейде стояла огромная фешенебельная яхта Абрамовича, загораживая посетителям Биеннале чудесный вид на лагуну. К тому же охрана олигарха не пускала людей прогуляться по набережной, слишком навязчиво давая понять «кто тут самый главный». Поэтому в этом году британский художник Уильям Моррис «восстановил справедливость». Он создал фреску на всю громадную стену британского павильона, на которой изобразил себя в виде гиганта, выбрасывающего яхту Абрамовича. Вообще, яхты на рейде у площадок Биеннале стоят регулярно, просто они намного меньше яхты Абрамовича.

Paolo Baratta e Massimiliano Gioni - la Biennale di Venezia 1
Возвращаясь к структуре Биеннале важно отметить, что помимо национальных площадок в рамках Биеннале проходит масштабная коллективная выставка, так называемый «основной проект Биеннале». По традиции основной проект размещается в Арсенале и центральном Павильоне Джардини. Каждый раз назначается новый куратор, который задает тему, выстраивает концепцию и отбирает участников со всего света. В этом году куратором основного проекта был выбран итальянец Массимилиано Джони - самый молодой в истории Биеннале куратор, который только недавно отпраздновал свое сорокалетие. Обычно кураторы Биеннале не младше 60 лет. На этой фотографии Массимилиано – справа, а слева – возлагающий на него весь груз ответственности президент Биеннале Паоло Баратта. Мне довелось случайно встретить Массимилиано в Джардини в небольшом стеклянном павильоне, в котором  собраны для консультации все каталоги выставки. Я бы, может, и не обратила внимание, если бы девушки экскурсоводы не начали шушукаться и хихикать как подростки, обсуждая, стоит ли подойти взять автограф. Я не стала спрашивать Массимилиано о возможности сфотографировать его, он кого-то сопровождал и был занят кратким обзором. Его фотографий итак много в интернете.
Biennale Venezia - Massimiliano Gioni
Массимилиано Джони сделал головокружительную  карьеру, о нем принято говорить как о самом молодом, неординарном  и успешном кураторе современности. Все критики высоко оценили его работу на последней 55-й Венецианской Биеннале.


ca%27 giustinian_external view_1
Помимо национальных площадок и основного проекта в рамках Биеннале также проходит параллельная программа, рассредоточенная по всей Венеции. На некоторые мероприятия параллельной программы можно попасть бесплатно, за другие придется заплатить.

Вообще, Биеннале это настолько масштабное действо, что просто не может остаться незамеченным. Плакаты с афишей Биеннале вас встречают уже в аэропорту. По всему городу расставлены красные тумбы, показывающие на карте места проведения выставок (национальные павильоны указаны синими точками),  и разложены буклеты с программой. Невозможно пройти мимо многочисленных  временных инсталляций, арт-объектов и скульптур под открытым небом. Многие дворцы и дома зазывают характерными  красными вывесками Биеннале.
Из-за масштабов Биеннале этот смотр становится практически утопически необозримым.  Чтобы составить минимальное представление, необходимо потратить  хотя бы один день на Джардини, один день на Арсенал, один день на параллельную программу и временные национальные площадки.  А по большому счету нужно недели две. Если у вас в распоряжении только один день, придется выбрать  что-то одно.
Tino Sehgal - Foto Italo Rondinella
Некоторая информация технического характера:
На венецианской Биеннале победителей объявляют сразу в первый день открытия выставки. Золотого льва присуждают   «лучшему национальному  павильону»,  «лучшему художник у основного проекта» и  «за заслуги и достижения в области искусства». Серебряного льва вручают  «лучшему молодому художнику»  (до 40 лет). Кроме того, некоторые национальные павильоны и отдельные художники удостаиваются «почетного упоминания».

Биеннале современного искусство открывается в июне и закрывается  почти в конце ноября, то есть длится фактически полгода. Последнюю 55-ю Биеннале посетили 475 000 человек.

Часы работы основных площадок с 10 до 18.00.
В этом году билет на посещение одной площадки (Джардини или Арсенала) стоил 25 евро.

Подытоживая, хочу сказать, что на сегодняшний день венецианское Биеннале является самой древней, масштабной, авторитетной и престижной выставкой современного искусства. Иногда её называют чемпионатом мира по современному искусству. Именно она стала прародительницей всех остальных Биеннале по всему миру.
В 1930 годах в состав Биеннале вошли международные фестивали театра и музыки.
С 1975 года по четным годам решили проводить Биеннале современной архитектуры. Соответственно, Биеннале современного искусства (по нечетным годам) и современной архитектуры (по четным годам)  чередуются.
Кроме того, именно в рамках венецианского Биеннале по указу Муссолини в 1932 году родился международный венецианский кинофестиваль.

P.S. фотографии для этого поста были взяты с официально сайта Биеннале и из google.

Как подробно, здорово! Я к современному искусство по-разному отношусь, но тут интересно даже чисто исторически сходить:) И по моим наблюдениям, русское сильно уступает европейскому, хотя всячески пытается демонстрировать обратное:)
У нас история постсоветского искусства не такая большая. Русские очень стараются:)). Вообще в этом году русский национальный павильон даже прочили в победители. Я в следующем репортаже подробно покажу наш павильон. Русский павильон в последние годы делает дорогие, масштабные и достаточно интересные проекты, которые не остаются незамеченными. Но призов нам не дают, говорят, что в том числе из-за политики России. В этом году выиграл павильон Анголы, очень политическое решение, даже протесты были. История участия русских художников на Биеннале - это история русского искусства XX века и политическая история России. Тут были и передвижники, и авангард, потом долго соцреализм, и наконец постсоветское искусство.

Edited at 2013-12-15 09:02 am (UTC)
Ну значит до Биеннале доезжает лучшее:) То, что вижу я в Москве по работе, это далеко не всегда искусство. Скорее, очень редко. А насмотрелась я на него...мама не горюй. И да, говорю же - историческое место. Просто последние годы современное искусство очень разношерстное и субъективное. Все, что ты перечислила - это высокий уровень, а искусство именно 20 века чуть ли не самое объемное и качественное. 21 век сильно уступает. Европейское современное искусство не такое низменное, как русское. Видимо, из "нашего" привозят уже "проверенные" вещи и ударных авторов, чтобы не опозориться, избежать скандалов и произвести впечатление. Думаю, там Гельман такие ужасы не выкидывает и Овчаренко образцово-показательный, а Айдан, что благодаря Биеннале и раскрутила личное творчество, всегда делала качественные вещи, независимо от площадки. Хотя все это мое субъективное мнение:) У каждого есть право на свое. Жаль, что я лично Биеннале не посещала, тогда бы диалог был более конструктивным и интересным. Поэтому жду твоей следующей публикации, чтобы хоть виртуально, но увидеть происходящее:) И спасибо тебе - у меня хоть интерес появился его увидеть! Честно! Мне все немного иначе представлялось и желания приехать в Венецию на Биеннале не возникало никогда. Спасибо!
Спасибо тебе за комментарий про русское современное искусство вне Биеннале. Я ведь правда о нём не имею особого представления, и сужу фактически только по Венецианской Биеннале... Ещё я была на Московской Биеннале, но сильно она на меня не произвела впечатление.
Надеюсь, что мой следующий репортаж про то, что показывали на Венецианской Биеннале, не разочарует и не отобьет охоту его посетить)). Расскажешь потом, что ты думаешь по поводу показанного. Твое мнение мне особо интересно))

Edited at 2013-12-15 09:29 am (UTC)
Конечно выскажусь:) Может, много чего знакомого увижу:) В общем, жду:)))
Спасибо, исключительно познавательно:) Португальцы какие молодцы, не растерялись.
Спасибо, Галя.
Да, молодцы, хороший ход. Они благодаря этому и в прессу почти везде попали.
Спасибо за рассказ! И лишний раз приятно посмотреть на Венецию и вспомнить прошлые прекрасные поездки)) Буду ждать продолжения!
Спасибо. В следующем репортаже расскажу про наш русский павильон, про победителей, про павильон Ватина и покажу немного основного проекта. Надо успеть сделать репортаж на следующей сумасшедшей неделе)).
Настя, огромное спасибо за такой познавательный пост!!) Вот и не знала бы никогда, а так очередная мечта нарисовалась на карте моих планов))