Большой репортаж с Венецианской Биеннале 2013

В предыдущем посте я рассказала о публике, структуре и особенностях Венецианской Биеннале - самой старейшей и авторитетной выставки современного искусства в мире. Теперь хочу показать непосредственно инсталляции, художников, перформансы  и победителей Венецианской Биеннале 2013.
По традиции я всегда сначала посещаю историческую площадку в садах Джардини и сразу патриотически направляюсь в русский павильон, который удобно расположен недалеко от входа. Поэтому с него и начну.


Vanima Zakharov_3 (2)

В этом году в русском павильоне был реализован наделавший шума проект Вадима Захарова. Его инсталляция «Даная» стала одной из самых посещаемых и цитируемых критиками в прессе.
Захаров своеобразным интерактивным образом иллюстрирует знаменитый древнегреческий миф о Данае.  Наверняка все помнят легенду о Данае, отец которой  узнает о том, что ему суждено умереть от руки своего внука, и решает заточить красавицу дочь в подземелье.  Но Зевс проникает к Данае в виде золотого дождя,  в результате чего рождается герой Персей, который  согласно пророчеству в последствии убьет своего деда.
В комнату на первом этаже впускают исключительно женщин, которым предварительно выдают прозрачные зонтики из прочного материала.  Со специально сооруженного на потолке золотого душа на посетительниц сыплются позолоченные монеты.  Горсть монет можно отнести в соседнюю комнату и бросить в ведро, которое поднимается на веревке на верхний этаж.
Одну «данаю» можно было забрать себе в качестве сувенира, который должен напоминать о вечных ценностях. На каждой монете написаны такие  слова как «свобода», «правда», «любовь» и т.д.  Всего было отчеканено 200 тысяч монет, но их всё равно не хватило и пришлось специальным срочным рейсом отправлять в Венецию новую порцию.


padiglione-russo
На втором этаже была прорублена огромная квадратная дыра и сооружена алтарная преграда с подушками для колен, на которые опускаются люди.  Таким образом, посмотрев наверх (некоторые ещё инстинктивно складывают руки в молебный жест),  можно помолиться золотому тельцу, что символизирует преклонение людей перед деньгами.  А посмотрев вниз, посетители могут наблюдать за процессом материализации мифа.

Vanima Zakharov_1 IMG_7135_1
В соседних комнатах проходят перформансы. На высокой балке в седле сидит молодой человек, олицетворяющий собой финансового брокера. Его «высоким положением» автор показывает возвышающуюся над нами экономику. Время от времени он берет орешки, щелкает их и бросает вниз скорлупу. Орешки представляют собой  деньги, с которыми он так вальяжно обращается. При этом молодой человек очень серьезен, равнодушен и погружен в себя. Он не отвечает ни на какие вопросы и ни на что не реагирует. Кто-то из посетителей пытался забраться к нему по лестнице, но он остался невозмутим. На стенах можно увидеть крупные нравоучительные надписи, изображающие мужские пороки  «цинизм», «эгоизм», «жадность». В другом зале другой молодой человек с  отстраненным и нахальным видом небрежно бросает только что выловленные из ведра монеты в стилизованный денежный агрегат. Часто ему пытаются задавать вопросы, но он пропускает их мимо ушей и только высокомерно поглядывает на окружающих.

IMG_7005-1
Бельгийский национальный павильон у многих вызвал бурю пронзительных эмоций и ощущений.
Инсталляция состоит из монументального ствола дерева, размещенного в центральном зале.  Это дерево бельгийская художница случайно увидела у обочины во время одного из своих путешествий. По её словам, она испытала  точно такие же чувства, какие можно испытать  перед страдающим человеком.  Она решила перевезти дерево в свою студию, сделать копию из воска и обмотать ветви  перевязочным материалом, который бы впитывал стилизованные пятна крови.  Структура дерева похожа на скелет тяжелобольного и страдающего человека.  Весь павильон намеренно затемнен, что создает атмосферу траурного зала или палаты умирающего больного.  Автор призывает не проходить мимо страданий любого живого существа и  сочувствовать любой форме жизни (как человеческой, так и животной и растительной).
C первого взгляда может показаться, что ничего особенного в этой экспозиции нет, но пробыв в павильоне всего 5 минут, охватывает чувство ужаса и безнадежности. Даже хочется убежать. Этот павильон перекрыли для публики ради какой-то важной персоны из правительства, и я полтора часа не могла туда попасть. Не знаю, что там так долго делал этот человек...


Studio Azzurro_3_Padiglione Santa Sede
Ватикан, впервые участвующий в Биеннале, представил мультимедийную трактовку  библейской «Книги Бытия». Экспозиция состоит из нескольких разделов. Сначала зритель попадает в «Сотворение» и может стать причастным к этому процессу. На больших экранах  изображены  макси-фигуры мужчин и женщин, которые приводятся в движение и приумножаются прикосновением ладоней.

01_studioazzurro
В других разделах можно увидеть самые разнообразные элементы: лучи, при приближении к которым раздаются звуки, олицетворяющие жизненный импульс; глухонемые, показывающие историю животного и растительного мира на языке жестов; крупноформатные фотографии, изображающие губительное вторжение человека в окружающую среду;  то замерзающее, то оттаивающее  благодаря  холодильной установке полотно, которое наглядно демонстрирует цикличность «смерти» и «воскрешения» и т.д.

Padiglione Angola (10)
Никто совсем не ожидал, что «Золотой Лев» за лучший национальный павильон будет присужден Анголе. Страна-дебютант представила простую инсталляцию из крупноформатных постеров, изображающих трущобы столицы Луанды. Эти фотографии просто распечатали на обыкновенной  бумаге и разложили в аккуратные пачки на полу. Понравившиеся постеры  нужно было складывать в красную картонную папку (которую выдавали на входе) и унести с собой.

Padiglione Angola (2)
Но самое интересное в этой экспозиции – это контекст.  Дешевые постеры с изображением трущоб размещены в залах на старинных драгоценных коврах среди шедевров Возрождения таких художников, как Ботичелли, Филиппо Липпи и Пьеро делла Франческа.  Дело в том, что павильон Анголы разместился в Палаццо  Чини с его богатейшей коллекцией уже давно недоступной для публики по причине ветхости здания и отсутствия ресурсов для реставрации. Это как раз тот уникальный случай, когда скрытые венецианские сокровища можно увидеть  благодаря  Биеннале.

Padiglione Angola - Foto Italo Rondinella
При вручении «Золотого Льва» ангольская делегация растрогалась до слёз.  Говорят, что это было больше политическим решение.  Поощрили усилия маленькой страны, которая с большим трудом  без финансовой поддержки смогла организовать экспозицию. Официально было объявлено, что Ангола получила премию за правильно выстроенный контраст между буржуазностью старого искусства и демократизмом современного. Нельзя ведь постоянно награждать Великобританию или Германию с их развитыми формами современного искусства.  

55. Esposizione Internazionale d%27Arte - Il Palazzo Enciclopedico - la Biennale di Venezia - Foto F Galli (25)
Теперь перейдем к экспозиции основного проекта Биеннале под названием "Энциклопедический дворец". Это название было позаимствовано у итальянского эмигранта Марино Аурити, который в 1955 году пытался запатентовать одноименный масштабный проект музея, посвященный всем открытиям человечества от колеса до спутника. Но инвесторов на постройку музея, площадь которого должна была занимать пару округов Вашингтона, не нашлось... Огромный макет утопического "Энциклопедического дворца", который куратор Массимилиано Джони привез из Нью-Йорка, и открывает выставку в Арсенале. Массимилиано вдохновился идеей показать варианты систематизации человеческих  знаний через работы современных авторов и художников прошлого столетия. Мы живем в обществе, перезагруженном информационными потоками, стремимся всё попробовать и познать. Но Массимилиано пытается показать, что состоянии избыточной информированности не является феноменом недавнего времени, эта тенденция появилась давно и характеризует многих людей.

IMG_7025-1
Золотого льва за лучшую работу основного проекта  получил бесконечный мистический перформанс Тино Сегала.  Хотя сам автор просит называть это действо не перформансом, а «ситуацией».  Двое или трое людей сидят на полу, издают странные первородные звуки, заглядывают друг другу в глаза и извиваются в непонятном ритме.  Честно говоря, я не совсем поняла эту «ситуацию». Мне показалось, что это либо какой-то понятный только избранным  ритуал, либо они пытаются соблазнить друг друга.  Автор же объясняет, что таким образом люди передают  примитивные знания исключительно при помощи звуков и движений и обнажают свой внутренний мир… При этом участники перформанса  сидят  на коленях друг напротив друга, что символизирует скромность и самоотдачу  (столь редкие качества в современном мире индивидуалистов).  Если кто-то из посетителей  ловил нужную волну, то мог присоединиться к действу. И такие экспериментаторы находились.

Tino Sehgal  (9)
Действующие лица "ситуации" предварительно прошли кастинг, в разновозрастную труппу из 15 человек входили даже дети. Поскольку перформанс проходил непрерывно с утра до позднего вечера, участники время от времени сменяли друг друга.

IMG_7035-1
Золотого льва "за заслуги и достижения в области искусства" получила маниакальная коллекционерка автопортретов 94-х летняя Мария Ласник. Эта австрийская художница предстает голой перед пустым полотном и изображает себя согласно своим ощущениям в этот конкретный момент. Слева она видит себя с подопытным животным в руке и объявляет зрителям о том, что сама является экспериментом проходящего времени. Картина справа называется «You or me» и была напечатана во многих журналах. Один пистолет художница направляет себе в висок, имея в виду, что её время умирать уже пришло. Второй пистолет направлен на зрителей, подразумевая, что и наша очередь не за горами. Ещё мне запомнилась картина, где она танцует со своей смертью.

Carl Gustav Jung IMG_6993-1
Ключевым арт-объектом основного проекта стала чтимая всеми изотериками "Красная книга" Карла Густава Юнга. Это единственный экспонат, который не разрешалось фотографировать на Биеннале. "Красную книгу" впервые показали широкому зрителю. Она представляет собой иллюстрированный дневник, в котором в течение многих лет Юнг вел глубокий диалог со своим внутренним "я" и записывал видения.
На фотографии справа представлена гиперреалистическая скульптура - современная вариация "Трех Граций" Кановы. Автор ставил задачу показать естественную красоту обычной женщины, полной недостатков. Хорошо различима "гусиная кожа" и "апельсиновая корка". Совсем не скажешь, что эта скульптура изготовлена из бронзы.

IMG_6989-1
Эта инсталляция из пластиковых фигур называется «Венецианцы». Автор проекта снял слепки лиц с настоящих венецианцев.  Свои «лица» предоставили современные жители города, в том числе люди самых разных национальностей.  В Венеции, как и во многих других городах, общество давно стало многонациональным.  Согласно замыслу автора полуистлевшие фигуры представляют собой призрак Венеции.

Какие у вас впечатления? Что-то понравилось или всё это пустое и несправедливо переоцененное современное искусство?

P.S.  Для репортажа были использованы как мои фотографии, так и фотографии с официального сайта Биеннале.
Замечательно! Всегда хотела попасть на эту выставку, но все недосуг(((
Спасибо! Биеннале длится так долго, что всегда кажется "ещё успею, времени ещё много". Поэтому я всегда посещаю эту выставку только под закрытие:))
Не скажу, что мне что-то из этого понравилось, увы, я не любитель современного искусства, но рассказали Вы замечательно! Вместе с Вашим пояснительным текстом, я с интересом рассмотрела все работы. Потом, про "понравилось" - моё мнение таково, что искусство нужно воспринимать "живьем", поскольку, часто улавливаешь не то, КАК это сделано, а то ЧУВСТВО, которое в это вложено. Фотографии и экран часто эти эмоции не передают. А вот Вы в рассказе - передали)) Спасибо!
Спасибо вам! Это правда, что искусство нужно воспринимать живьем. После написания репортажа, я пересмотрела фотографии и поняла, что смотрю на это уже немного другими глазами. Восприятие идет действительно на уровне ощущений. При этом многие ощущения уже подстерлись. А там на месте иногда мне казалось, что я погружаюсь в чужое сознание. Надо было сразу написать, а прошёл уже почти месяц.
Тем не менее, у Вас получилось передать свои эмоции)) Возможно, если бы Вы написали сразу, то это было бы еще ярче, острее, с другой стороны, теперь, спустя время, лучше, спокойнее анализируется. Словом, мне все равно очень понравился Ваш репортаж! ;-)
Мне все-равно сложно назвать это искусством. Идея есть, эмоции есть, но отдает каким-то экспериментом. Или я просто много вкладываю в понятие 'искусство' и слишком много требую. Из всего представленного больше всего симпатична 'Даная' - неконкретно, но интрегующе. И 94-летняя бабуля, конечно, отжигает!
Однозначно, современное "искусство" очень спорное явление. Часто создается ощущение, что чего-то не хватает. А также ощущения аттракциона и какой-то игры. Бабуля, кстати, да. Яркая, эксцентричная, самоироничная.