Anastasia (nastya_casato) wrote,
Anastasia
nastya_casato

Categories:

Секрет знаменитой картины «Девушка с жемчужной сережкой» и почему голландцев нужно смотреть с лупой

За последнее время я посетила  несколько выставок, о которых не успевала вам рассказывать. Но не могу,  хотя и постфактум, не сделать репортаж о выставке «Девушка с жемчужной сережкой. От Вермеера до Рембрандта», по которой целый год сходила с ума вся Италия. Ажиотаж был нешуточный: огромная пиар-компания, сотни тысяч  проданных онлайн билетов, посетители со всех уголков Европы. Мне уже приходилось наблюдать, когда смотрители  строго регламентируют время пребывания в залах, но я впервые видела, чтобы к каждой группе был ещё и прикреплен отдельно выделенный надзиратель с рацией… Всеобщее помешательство было связано прежде всего с тем, что  выставка в Болонье стала последней точкой мирового турне и единственной возможностью увидеть в Европе картину Вермера «Девушка с жемчужной сережкой», которая  наравне с «Моной Лизой» Леонардо и «Криком» Мунка считается одним из самых  обожаемых и тиражируемых произведений в мире.

                                                                  105811984-e073582e-2640-467f-89a2-59727a6c5f5c
                                                                Ян Вермер "Девушка с жемчужной сережкой", 1665, Маурицхейс, Гаага
Расскажу о самых любопытных явлениях этой выставки и о том, почему голландцев надо смотреть с лупой. А в заключении про вегатерианско-веганский  ужин в Болонье.
Не буду тянуть и сразу  начну с того, почему картину «Девушка с жемчужной сережкой»  считают шедевром в общем, и шедевром иллюзионистики в частности.
Прежде всего,  это полотно невероятно эмоционально. Поза девушки запечатлена в движении, она поворачивается к нам и смотрит столь проникновенно. Непрорисованные ресницы и брови ещё сильнее акцентируют внимание на магнетическом, тягучем и немного томном взгляде. У неё полуоткрыт рот, и создается впечатление, что она с нами разговаривает. Эту картину часто называют голландской Моной Лизой или северной Джокондой. Но Джоконда более холодная и отстраненная, а девушка с жемчужной сережкой общается со зрителем.

Видеть это полотно  вживую  это ни с чем несравнимое ощущение осязаемой жизни. Мне казалось, что я действительно заглянула в глаза живой девушке из XVII века. И как будто физически пообщалась с ней. Несмотря на то, что общению не особо способствовал огромный стеклянный пуленепробиваемый колпак на всю стену и плотная шушукающая толпа, которую время от времени разгоняли смотрители. Девушка определенно околдовывает, от неё исходит свет, о ней  хочется узнать больше. Видимо поэтому  она неоднократно вдохновляла писателей на литературные произведения, и режиссеров впоследствии на фильм, что перевело её в разряд pop-star планетарного масштаба.

И потом важно упомянуть  саму сережку, которая является шедевром иллюзионистики. Сережка есть, и мы её видим. Но художник её на самом деле не изображал… Мы видим каплю, которая не нарисована, крючок (ювелиры сказали бы «швензу»), который не нарисован, дырку в ухе, которая не нарисована. Наш мозг видит сережку, потому что мы видим отблеск воротника у шеи. Мы сами достраиваем часть серьги, которую Вермер не нарисовал. Это абсолютно естественный процесс. На самом деле серьга состоит из двух мазков кисти у шеи. Это особенно заметно, если взглянуть на репродукцию в большом формате. Например, это было отчетливо видно на огромных афишах, расклеенных по всему городу Болонья. Но только после того, когда тебе об этом расскажут… Поскольку мозг совершенно не фокусируется на этом, а наоборот склонен к достраиванию картинки. Блестящий пример виртуозности техники Вермера.


И, наконец, огромная опаловая жемчужина на самом деле ненастоящая. Жемчуг такого размера очень  редкий и вряд ли смог бы так отражать белый воротник.  Сережка была изготовлена либо из серебра, либо из стекла.  Эксперты приходят к мнению, что речь идёт об имитации из муранского стекла.

                                                                  Albicocche
                                                                        Адриен Курте "Пять абрикосов", 1704, Маурицхейс, Гаага
Теперь о том, почему я отправилась на выставку с лупой…  Дело в том, что голландцы невероятно реалистично прорисовывали каждую деталь и мастерски умели передавать фактуру: волосистую часть кожуры персиков, влажную мякоть пористого  лимона или маслянистый блеск жирной селедки. Безусловно, вживую это заметно и невооруженным глазом. Но если навести лупу, то тактильное чувствование пробирает до мурашек. Склонность голландцев к прорисовыванию деталей объяснима. Они считали, что художник – это не призвание, а профессия, которой можно научиться. На 100 жителей обязательно приходился как минимум один художник. Соответственно, нужно было делить сферы влияния и специализироваться, скрупулезно оттачивая технику. Среди голландцев  были художники, которые всю жизнь изображали исключительно портреты или пейзажи, фрукты или цветы, лодки или коров.

                                              19827-CLAESZ_P_002
                                                                  Питер Клас "Натюрморт со свечой", 1627, Маурицхейс, Гаага
Здесь мы видим идеальное отражение свечи в стеклянном бокале и даже готовы пальцами вытащить из картины ножницы, настолько они реалистичны.  Эта картина относится к любопытному  жанру «ванитас», для которого характерно изображение черепа, увядшей розы, песочных или механических часов, догорающей или потухшей свечи. Подобные символы призваны напоминать о скоротечности жизни и неизбежности смерти.  Нередко на таких картинах присутствуют также кубки, игральные карты, курительные трубки, кошельки с  монетами или шкатулки с драгоценностями в качестве знаков ошибочной жизненной цели. Кстати, некоторые относят к этому жанру даже портреты старцев. В наше время  ванитас вновь стал обретать популярность в связи с экономическим кризисом. Изначально же ванитас зародился в Европе в XVII веке после долгожданного окончания череды беспощадных эпидемий чумы, и  именно голландцы особенно широко применяли этот жанр.

На удивление натюрморты ванитас меня совсем не удручают. Я их расцениваю исключительно как предупреждение от  тщеславия (итальянцы бы сказали моё любимое непереводимое слово umilta`) и напоминание о бренности таких понятий, как богатство, наслаждение, успех. Что-то подобное я бы даже разместила у себя в доме. Необязательно в качестве картины, можно и виде другого предмета интерьера. Тема черепов вообще хорошо обыграна у дизайнеров, и они мне очень даже симпатичны.


                                                        93488190
                                                                          Ян Стен "Больная и врач", 1660, Маурицхейс, Гаага
И ещё из любопытного. Вы знали о существовании болезни «furor uterinus» или «бешенство матки»? Именно, речь пойдёт о нимфомании. Этот вид расстройства поведения женщин известен издревне. Симптомами являются похотливость, набухание половых органов, истерия, конвульсии, меланхолия  или мания. В качестве терапии врачи прописывали холодные ванны, клизмы, опиум и прежде всего…скоропостижное замужество. Нередко девушки симулировали дурную болезнь, как в сценке на этой картине. Термином «furor uterinus» любил оперировать небезызвестный Казанова, считая себя чуть ли не свыше посланным знахарем и укротителем женских сексуальных нужд. 

В заключении хочу сказать, что выставка полностью оправдала мои ожидания. Меня немного настораживал растапливаемый ажиотаж, но теперь я с чистой совестью могу сказать, что он был вполне обоснованным, а не искусственным. Прекрасная подборка произведений и невероятный свет.

                      Копия IMG_1158_1
После выставки я отправилась со своей университетской подругой Эльвирой в вегатерианско-веганский ресторан. Эля, увлекающаяся трансцендентальной медитацией, в другие не ходит, поэтому выбора не было. Но такой симбиотический ужин очень даже вписывался в болонскую культурную программу. На первое по её рекомендации я взяла совершенно волшебное клубничное ризотто, до сих пор вспоминаю его вкус.

                      Копия IMG_1163_1
На второе подруга порекомендовала мне взять ассорти из вегетарианских специалитетов и с большим энтузиазмом  помогала разобраться в дебрях неизвестных мне ингредиентов. «Белая паста – это крем из тофу, желтая паста – крем из нута, это шашлык из сои, а это колбаса сейтан». Хорошо хоть, что про кускус не пришлось мне объяснять. Вегетарианское «мясо» сейтан оказалось странным пористо-рыхлым  продуктом со вкусом хлеба, не представляю, как можно это есть на постоянной основе. Похоже, что вегетарианец из меня не получится.

                    Копия IMG_1168_1
На десерт был веганский пирог ничем не отличающийся от обычного, на мой взгляд. Эля рассказывала мне о своих успехах в медитации и персональном развитии, я за неё радовалась и внимательно слушала. Она сыпала  специализированной терминологией на двух языках, я старалась не запутаться и разграничивать понятия «астральная матрица» и «эфирное тело». Мы прекрасно провели время, и место было очень приятное. За воду в дизайнерских бутылках от Pininfarina я простила им слишком кучно расположенные столики.

В этот деть я заночевала у Эльвиры в Болонье. Она встала рано на утреннюю медитацию, я же продолжала спать ещё целых полтора часа,  почти мучаясь совестью. Я так и не прочитала подаренную Элей книгу La Psicologia dello Yoga, а она меня уже два раза спрашивала. На завтрак хозяйка подавала травяной чай и биологический хлеб  с био-пастой из артишоков. Прекрасный утренний бонус к здоровой культурной программе предыдущего дня. После завтрака я отправилась в Верону продолжать употреблять пищу с низкой вибрацией, Эля же через две недели отправлялась просветляться в Тибет.
Tags: interesting events
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →