Anastasia (nastya_casato) wrote,
Anastasia
nastya_casato

Category:

Русскоговорящая артистическая богема Италии. Часть 2. Художница Лиана Гукасян.

      Армянская художница с внешностью Марии Каллас, походкой Эдит Пиаф и драматизмом Фриды Кало хорошо известна в кругах миланского артистического сообщества. Итальянские арт-критики именуют её «чёрной розой Кавказа». Искусный непритворный драматизм  её живописи, как оголённый нерв растерзанных обрывков души, пленит европейских коллекционеров и вдохновляет театральных декораторов.
     С Лианой мы поговорили о её самобытном стиле в одежде и живописи, сложностях  армяно-итальянской самоидентификации и современных европейских коллекционерах.

                                                                                 

Лиана, расскажи немного о себе. Где ты родилась и выросла ? Каким образом попала в Италию?

Я родилась в Германии в городе Магдебург, так как мой отец был военным. Но моё детство и юность прошли в Армении. После окончания художественного училища им. Терлемезяна города Еревана я стала искать возможность творческой подпитки и мощной самореализации. Выбор пал на Италию, в которую я давно была влюблена через искусство и кинематограф. В 2008 году я поступила в миланскую Академию изящных искусств Брера и переехала в Милан.


                                                                                   
                                                                          Calde correnti chimiche. Olio su carta, 70 x 100, 2012.

Чем отличается художественное образование Армении и Италии?

В Ереване очень сильная школа рисунка и живописи. Но мне не хватало расширенного честного взгляда и книг посовременному искусству с анализом. Италия же мне подарила свободную мысль и доступ к большому количеству информации. Таким образом, я получила развёрнутую систему координат.
Это как бокал и вино. В Армении я получила «бокал», а в Италии – «вино». Теперь это полный комплект.


Что тебе больше всего запомнилось во время учёбы в Брера?

В Брере мне очень нравилось рисовать натурщиц. После того, как я пропустила через себя большое количество новой информации, я и обнаженную натуру стала видеть по-другому. Было очень красиво. Я навсегда сохранила это ощущение чего-то мягкого и лёгкого, как цветок. Кроме того, в Милане я впервые стала рисовать мужское тело. В Ереване не было мужчин натурщиков.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В Брере мне очень нравилось рисовать натурщиц. Было очень красиво. Я навсегда сохранила это ощущение чего-то мягкого и лёгкого, как цветок.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

У тебя интересная самобытная манера одеваться. Повлияла ли жизнь в Милане на твой стиль?

Когда я только переехала в Милан, я себя ощущала маленьким экзотическим зверьком. Я носила цветные, ляпистые платья и сорочки 70-х годов. Не знала языка и была замкнута. После победы в нескольких международных конкурсах мною стали восхищаться, но испуганно, издалека. Постепенно я стала раскрываться и меняться физически. Произошла своеобразная «чистка». Я начала более элегантно одеваться. Почистился мой стиль, как и моя живопись. Ушла многоцветность и изобилие элементов. Даже характер стал более сдержанным и менее импульсивным. Появилось спокойствие и определённая тонкость.

У меня иногда бывают проявления внутреннего конфликта самоидентификации, когда страна проживания сгустками негармонично наслаивается на страну происхождения, когда моя «русскость» входит в конфликт с итальянскими наслоениями. Бывает ли у тебя такое?

Дом отца – это моя страна. Италия – это мой «муж». Я же сама выбрала страну проживания, никто меня не заставлял, поэтому критиковать её не считаю правильным. Я «мужа» люблю, хоть мы и ссоримся иногда.  Мы не должны забывать откуда мы. Но это нужно делать тонко, элегантно, без перекосов. Ещё два года назад когда меня спрашивали откуда я и при упонимании об Армении в глазах собеседника читалась полное непонимание, я начинала злиться и расстраиваться. А сейчас я спокойно улыбаюсь и объясняю, что это очень красивая страна с богатой культурой, расположенная на западе Азии. Мне кажется, что я уже примирила свою самоидентификацию. Я живу одна, и у меня много пространства для познания себя.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Дом отца – это моя страна. Италия – это мой «муж». Я «мужа» люблю, хоть мы и ссоримся иногда.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


                                                                 
                                                         MaDonna STRANIERA. Olio su tela, 40 x50 (120 x 50, trittico), 2012, collezione privata.

Каждая твоя картина, как вырвавшийся крик разтерзанной души. Это интимно-биографические работы?

Да. Свой первый рисунок я сделала в 4 года, когда мой отец ушёл из семьи. Это был портрет папы. Я сделала его  на зелёной грелке, которую мама клала мне в постель. Почти все мои работы - это посвящение моей семье и прежде всего моей маме, которая является для меня движущей силой и поддерживает духовно.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Свой первый рисунок я сделала в 4 года на зелёной грелке, когда мой отец ушёл из семьи. Это был портрет папы.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                                 
                                                                        MOTHER I LOVE YOU. Penarello e tempera su tela, 50x50, 2014.

Можешь немного рассказать о символике и отсылках в твоих работах, расшифровав некоторые коды?

Для меня очень важен крест. Я боголюбящий и верующий человек. Сначала люблю, а потом верю. Мне важно это показать. Для меня крест - это позитивный символ, мучения я показываю не крестом. Маленький цветочек символизирует доброту, это уравновешивающий сглаживающий элемент. Волосатые мужские ноги оцелетворяют мужское начало моего народа. У армян и кавказцев такая биология. Мы – волосатые, натуральные. В детстве я всегда наблюдала ноги дедушки, отца, дяди.

                                                                                   
                                                                                  MaDonna STRANIERA. Olio su tela, 120 x 110, 2014.

Какие художники близки тебе по духу и почему?

Ещё в Ереване мне очень нравилось как мыслят и рисуют Варужан Варданян, Акоп Акопян и Ерванд  Кочар. В Италии я открыла для себя немцев: Лукаса Кранаха, Маттиаса Грюневальда, Ханса Гольбейна. В немцах меня привлекает чудовищная сила и честность. От них идёт что-то чёткое, твёрдое, прямое и сильное. И в живописи, и в музыке, и в языковом строе. Это ощущение чёткости и прямоты я очень уважаю.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В немцах меня привлекает чудовищная сила и честность. От них идёт что-то чёткое, твёрдое, прямое. И в живописи, и в музыке, и в языковом строе. Это ощущение чёткости и прямоты я очень уважаю.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                                 
                                                                          Tutte le volte che mi uccidevo. Olio su tela, 130 x120, 2011.


Твои работы не простые для восприятия. У них мощная энергетика тревоги и чёрный тягучий цвет. Тебя цепляет чёрная эмоция?

Чёрная эмоция отражает моё мироощущение. Я не боюсь её и принимаю. Это сильная чистая эмоция. Она не плохая, просто чёрная. Чёрный цвет – это символ матери, так как всё рождается из земли и туда же возвращается. С помощью чёрной эмоции я умею психологически самообороняться.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Чёрная эмоция отражает моё мироощущение. Я не боюсь её и принимаю. Это сильная чистая эмоция. Она не плохая, просто чёрная.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Подобное мироощущение близко твоей публике или оно интригует, затягивая в поиск смысловых слоёв?

Некоторым подобная тяжелая энергетика картин не причиняет дискомфорта.Один коллекционер купил у меня невероятно зловещий натюрморт. Я всё думала, куда же он его повесит. А он спокойно снял со стены в гостиной картину Фабио Маури и повесил на это место мою работу. Между мною и коллекционером всегда происходит энергетический обмен. Это физика. Первому коллекционеру, купившему мою работу, я отправила очень личное письмо на армянском языке.

Меня всегда интересовала личность коллекционеров, я с удовольствием читаю их биографии. Часто они предпочитают анонимность. В силу своей профессии ты имеешь возможность общаться с коллекционерами лично. Расскажи немного о них.

Это очень интеллигентные, мудрые и глубокие люди. Обычно, это мужчины в возрасте. Они имеют свойство влюбляться в работы всеми фибрами души. При этом и коммерческая составляющая им не чужда. У многих есть чутье на талантливых молодых художников. Они понимают, что их работы в дальнейшем будут иметь совсем другую стоимость.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Коллекционеры - очень интеллигентные, мудрые и глубокие люди. Обычно, это мужчины в возрасте. Они имеют свойство влюбляться в работы всеми фибрами души.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                                           
                                                                           Perdonami se mi sono persa. Olio su tela, 70 x 100, 2012.
А каким образом коллекционеры выходят на тебя? Как функционирует индустрия современного искусства в Европе?

Коллекционеры выходят на меня во время арт-ярмарок или через галерии. С галеристами я работаю в процентном соотношении 50 на 50. К каждой проданной работе прилагается сертификат аутентичности, подтверждающий подлинность. В сертификате указываются все контакты автора, техника, название и фотография работы. У сертификата должно быть 3 подлинные копии: одна хранится у коллекционера, вторая – у галериста, третья – у самого автора.

                                                                                   

Наблюдаются ли в данный момент интересные тенденции в современном арт-мире? Какие произведения покупают чаще всего?

По моему опыту сейчас коллекционерам всё меньше нравится крупные картины во всю стену, они чаще выбирают маленький портативный формат. Небольшие работы могут сопровождать их в повседневных делах. Картины такого формата можно взять с собой, поставить рядом на триножке и, к примеру, читать книгу. Коллекционерам хочется быть с выбранной работой, чувствовать её и наслаждаться ей. Кроме того, я обратила внимание, что очень ценят рисунки на бумаге собственного производства. Бумагу для своих рисунков я делаю сама.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Когда я не рисую, у меня начинает болеть голова и становится плохо физически, как будто появляется плесень в эмоциальном желудке.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расскажи немного о том, как организован твой творческий труд и распорядок дня.

Мой отец военный, поэтому с детства я была приучена к жёсткой дисциплине солдата. Я всегда встаю в 6 утра. Это очень важно. Сначала я молюсь за всех родных. Потом пью стакан тёплой воды с половиной лимона, делаю массаж лица и готовлю здоровый завтрак. Я научилась слушать своё тело, это такой божественный механизм. В 9 утра я начинаю работать. Много и концентрировано читаю в библиотеке. Читаю в том числе политику, она очень влияет на искусство. Рисую я всегда вечером. За день я получаю большое количество материала для работы. Эмоции я вижу в воздухе и ловлю их, как звездочки. Когда я не рисую, у меня начинает болеть голова и становится плохо физически, как будто появляется плесень в эмоциальном желудке. К полуночи перед тем, как отправиться спать, я выпиваю полбокала хорошего вина. Это отличная финальная нотка. Сплю я всегда с включенным светом.

Есть ли у тебя какие-нибудь другие странные привычки?

Я часто срываю без спроса или попросту краду лимоны. Ничего не могу с собой поделать.



Обработка текста и фотографии by Nastya Casato
За знакомство с Лианой Гукасян искренне благодарю оперную певицу Людмилу Жильцову.

Блог Лианы Гукасян: http://lianaghukasyan.blogspot.it/
Фейсбук Лианы Гукасян:
https://www.facebook.com/liana.ghukasyan.35?fref=ts


Tags: interesting people
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments